|
::
|
Затем, для параллели, идет рассказ о земле, на которую путешествовал один из лунных жителей, Квалбоко. Сущность рассказа состоит в том, что все на земле дурно, что различие между дикими народами и просвещенными маловажно: "дикие производят то наглостию, что просвещенные делают искусством".
После этого следуют еще два отрывка из путешествия, не имеющие никакой связи. В одном говорится о египетских божествах и гиероглифах, в другом описываются путешествие Квалбоко по России и его восторг и изумление при виде необыкновенно разумного и благодетельного устройства этого государства под державою премудрой монархини.
Обыкновенными дидактическими рассуждениями наполнены статьи: "Утро", "Полдень" М. X., "Сокращенный катехизис честного человека", "Об истинном благополучии", "Письмо из Карасубазара", "Письмо о великодушных чувствованиях" Богдановича, "Письмо отца и сына", сообщенное Яковом Дол., "Подражание английскому "Зрителю"", "Некоторые рассуждения о смехе"; отчасти также статьи: "Приятное путешествие" К -- ва, "Путешествующие" и др. (68). Сюда же можно бы отнести "поучение" Фонвизина;47 но оно, по своему выражению, может скорее быть названо юмористическим произведением. Не относим сюда также и речи Княжнина, сказанной им в Академии художеств, равно как и статьи "О системе мира", которая имеет свое достоинство в дельном изложении ученого предмета.
Мы не будем ничего выписывать из дидактических статей, потому что нового в них ничего нет; те же самые стремления, какие мы уже показали, выражаются и здесь, только нравоучительным тоном, то в рассуждениях о необходимости добродетели, то в похвалах добрым людям, которые, однако же, очень редко являются в действии живыми, то в обращениях к совести, к небесам, к Минерве российской и пр. Все эти статьи очень скучны; лучше других "Рассуждение об истинном благополучии" и "Подражание английскому "Зрителю"". Совершенно пусты, но любопытны по изложению статьи: "Письмо Иоанна Приимкова" и "От архангелогородской кумы". В последнем особенно интересна попытка подделаться под простонародный язык {"Соб.", ч. XII, ст. X.}.
Иногда в рассуждениях авторов попадаются довольно странные мысли, обличающие еще не совершенно просветленный взгляд или отречение от своих личных убеждений по каким-нибудь житейским расчетам. Так, например, одна статья удивляется тому, что итальянцы подражают французам, и считает это преступлением с их стороны потому, что Италиия владела некогда всем светом {"Соб.", ч. X, стр. 125.}, как будто бы сила оружия и пространство империи условливают и высшую образованность... Или: один отец побуждает сыновей служить -- зачем же? затем, что иначе "дети отдаваемых нами рекрут будут нашим детям командиры" {"Соб.", ч. IV, стр. 135.}. Дальше этого не простирался просвещенный разум чадолюбивого родителя.
|
|
|
|
|