|
::
|
Почему здесь включаю творения тетушки, надеясь тем спасти их от разрушения, коему девушка моя уже осудила многие книги, употребляя оные на папильоты; вас же, милостивые государи, прошу в ежемесячное ваше сочинение поместить включенный отрывок, который составляет шесть глав следующего содержания:
1-я. Что тетушка слыхала.
2-я. Что она видала.
3-я. Что -- читала.
4-я. Что с нею случалось.
5-я. Что ей казалось.
6-я. В чем она была уверена.
Если я услышу, что вы просьбе моей удовлетворить изволили, то поручу приятелю наследные наши бумаги перебрать, и достойнейшие к вам доставлены будут. Пребывая с истинным почтением
вам, милостивые государи мои,
покорная услужница.
* * *
ГЛАВА I
Я слыхала, что
Я слыхала, что просвещенный и кроткий государь, пекущийся о благе своих подданных, есть драгоценнейший залог милующего промысла; почему я заключила, что в таком случае, благодарность свою чтоб Всевышнему принести, должность есть всякого выполнять с возможным усердием, неусыпностью и тщанием долг звания своего, повиноваться узаконениям, подражать благим намерениям монарха и предпочитать благо общее всему.
-- -- что от добра добра не ищут; из чего заключила, что здравый рассудок учит наслаждаться без злоупотребления настоящим, равнодушно ожидать будущего и не вспоминать прошедшего, как только для извлечения наставления или поправления, каковое испытание всегда нам доставляет.
Я слыхала, что суемудрие столь же отдаленно от истинной премудрости, сколько и невежество; то заключила я, что вредно вдаваться в мечтание разожженного воображения и что познание всеобщих правил, предписанных нам законами церковными и гражданскими, совершенно достаточно, чтоб соделать добродетельного и полезного гражданина.
-- -- что поздно или рано правда окажется; и так, несмотря на толки или злословие, продолжала делать то, что чувствовала быть справедливо и добро, и поступок своих не переменяла.
-- -- что сколь сокрыты сердца человеческие, столь и неизвестны внутренние оных подвиги, почему редко справедливы и бывают наши о людских действиях заключения.
Я слыхала, что чувствительность добродетельного человека больше воздвигается для сострадания с другими, нежели для восчувствования личного себе: почему не раздумывала никогда идти туда, где вспоможение мое нужно бывало, хотя знала, что огорчительное зрение всегда потрясение в нервах моих производит.
-- -- что ничто столь совершенно не расстраивает разум наш, как углубление в сокрытую от слабых человеческих органов метафизику; то чтоб остеречься от умственного сего заблуждения, из славного классика Лукияна,1 коему Адисон2 и Корнелий3 были подражателями, речь Катона4 часто твержу: сей стоик, гнушаясь вопрошать Юпитера Аммона, говорит тако:
Поносную сию мы помощь, говорит,
Оставим тем, кого грядущий век страшит;
Чтоб в том увериться, что жизнь полна бедами,
Что внутренней борьбы конца страшимся сами,
Что мужественна смерть почтеннее оков,
Не вопрошаю я в сомнении Богов:
Как Бог нас в бытие из праха сотворяет,
Что нужно ведать нам, тогда в нас полагает;
Везде Бог есть, везде он с нами говорит,
Мы знаем, что его гнев множит и мягчит,
В том каждый от себя советы получает,
Когда лишь прелесть чувств их в нас не помрачает;
Иль, мните, в храме сем себя Бог заключил?
И благодать свою лишь в сих местах сокрыл?
Но нужен ли ему иной храм особливо,
Как небо и земля, как сердце справедливо.
|
|
|
|
|